Страница 1 из 4

Восстановление опрокинутого груженного катамарана

Добавлено: Чт окт 25, 2007 10:17 pm
emayd
Этот вопрос давно уже обсуждается на различных ветках в различных форумах.
Наверное всем уже надоел, но рискну поднять его еще раз.

Это ссылка, которая может быть вам интересна - http://catamaranforum.org/confa_cgi/msg ... 75061.html

Но разговор пойдет о другом. Представим себе ситуацию - перевернулись, груженные, не в полосе прибоя.

Скорее всего удержать катамаран на угле 90 градусов не удастся. Никакой балон на верхушке мачты не поможет. Парусность от тента и поплавка немедленно воткнет топ мачты под воду и будет загонять, загонять, пока не доведет крен до 180 градусов. Причен конечная фаза этого прцесса будет проходить достаточно ускоренно, дай бог, что-бы никого не стукнуло опускающимся трамплином. Надеяться на помощь,другого катамарана в этих условиях проблеиатично. В первую очередь надо рассчитывать на силы своего экипажа.

Итак: катамаран перевернут на 180, все в воде, пока живы здоровы, тепла хватает. В штормовых условиях при температуре воды 16 градусов, без гидрокостюма скорее всего есть около 5-ти минут, что-бы что-то предпринять. Дальше начинаются проблемы с пальцами. Замерзшими руками и узел не развяжешь и за откренивающий шкот не потянешь. По этому все решает время.

Итак: катамаран перевернут на 180, все в воде, Априори груженный перевернутый катамаран силами четырёх человек не восстановить. Что делать? Надо превратить его в негруженный перевернутый катамаран. Если предусмотреть, что груз крепится к катамарану модульным принципом и штатное(или аварийное) крепление модуля доступно с нижней стороны трамплинов, которая сейчас наверху, то - открепляем грузовой модуль с наветренного борта от трамплина. Облегчая теперь подъём этого борта. При этом грузовой модуль остается связанн с катамараном страховочным линем и после восстановления служит плавучим якорем, что бы катамаран не убежал.

Все решает время. Стуации, когда для восстановления используется грота или стаксель-шкоты, я пока не рассматриваю. Времени вытянуть привязать скорее всего не будет. Нужно, что-то штатное уже находящееся с обратной стороны трамплина. Только отстегнуть, зацепить за место соединения подмачтовой балки и стрингера наветренного борта, перекинуть через шверт и тянуть. Как только край трамплина оторвется от воды держать, держать и держать. Так, же как на серфе. Теперь ветер работает на нас трамплин работает как парус и дрейф подтягивает парус к поверхности. Следующая критическая точка, наступит, когда вода начнет медлено сходить с паруса. Как только парус отрывается от воды, тут все происходит мгновенно. Кому-то одному нужно очень быстро переместиться на носовую часть поплавка лежащую на воде и по мере восстановления, стараться держаться подальше от воды, что-бы после переворота оказаться уже на катамаране. Тут же должен находиться штатный плавучий якорь с веревкой смаркированной, как для выброски, или обезьяньей цепочкой. Плавучий якорь, нужно немедленно сбросить в воду. Вы спросите, а как же грузовой модуль(и) со страховочными концами. Они вроде должны играть роль плавучего якоря? Все верно, но если грузовой модуль имеет положительную плавучесть - в момент подьема катамарана уздечки бакштагов могут не дать уйти ему с трамплина. И катамаран, как бы зачерпнет его(их) обратно на палубу. так, что скорее всего плавучий якорь не окажется лишим.

Если все получилось, как надо, то катамаран дожен стать в положение левентик. Дальше смайнать паруса, втащить груз если будут силы. Или некоторе время отлежаться для их восстановления. И дальше, как скажет капитан.

Ваше мнение? Весной собираюсь все это проверить на практике. Естественно в гидрокостюмах, пока без волн. А там будет видно.

Дай Бог, что бы эти знания не пришлось применять в походе. Но, как говорится:"Человек предполагает, а Бог располагает".

Когда планировал путешествие по Австралии и все надо мной подхихикивали. Все казалось смешно и море по колено. Но когда влетели в тяжелейшею аварию в пустыне - лопнуло переднее колесо на грунтовке с одновременным сильнейшим ударом ветра и машина три раз перекувыркнулась. Сработало всё, что подготавливалось. И наличие спутникового телефона в ударопрочном боксе. И наличие двух человек с медицинской подготовкой, по одному в каждой машине. И теплоотводящие пленки в аптечке, И защитный полог от пустынных мух. Через два часа прибыли рейнжеры. Посмотрели, сказали, что им делать нечего, все меры приняты, еще через час прибыли врачи с эвакуационным оборудованием, еще через два часа мы были на ближайшем аварийном аэродроме, и еще через 45 минут в госпитале. Через четыре часа оказав необходимую помощь и проделав все анализы нас из госпиталя попросили в гостиницу. Отлежались, зализали раны, получили новую машину и продолжили маршрут по запасному варианту. Страховка все оплатила. И спасательные и лечебные работы.

Так, что лучше зарание подготовиться. Если это возможно.

Добавлено: Ср ноя 28, 2007 3:42 am
Леконт
Всё правильно, Emayd. Нужная тема. Вечная. Тож килялся по дурости на "Альбатросе", а поскольку не думал о таком повороте событий, то у меня, начинающего, даже никаких фалов под трамплином не было. Фалиня тож не было. А зачем? У меня же лёгкий катамаран, мне швартоваться не нужно, всегда на сушу вытащу. Итог: полтора часа мучений в холодной воде, пока моторки не подошли. Нас было трое. Только у меня сотовый не сдох от воды, простенький и дешёвенький Nokia 1100. Позвонил на базу другу, тот организовал помощь. Киляйся и давай сюда отчёт. Я интересуюсь Даком-19, потому тут, изучаю пока вопрос.

Добавлено: Ср ноя 28, 2007 4:17 am
Леконт
Я считаю, что должны быть постоянные тренировки по оверкилю. В следующем году тоже буду пробовать и с гружёным, чтоб всё было отработано как надо. Когда я кильнулся, то толпа решила:"дурак". А потом кильнулся Геннадий Пикалов, который с Куликом в Индийском океане был. Можно сказать, отец-основатель парусного туризма в Сибири, ныне покойный. Тут народ призадумался и поняли, что это может случиться с каждым. Умные решили тренироваться в оверкиле.

Добавлено: Ср ноя 28, 2007 1:23 pm
emayd
Я тоже не очень задумывался в своё время об этой теме. Я долгое время ходил дальние походы на серфах, но у меня был свой самодельный тримаран на основе тайменя. И как-то раз на Шацких озерах подошел мощнейший шквал. Я такое только один раз еще видел. Это когда ветер прорезает гребни волн образуя, что-то вроде желобов. Я ходил в тот вечер на серфе и успел выброситься на берег и осидеться. А мой товарищ с барышней в это время был на моем тримаране в километре-полтора от берега. В общем он кильнулся сразу. Стемнело очень быстро, что с ними происходило не было видно. Когда ветер поутих я в течении нескольких часов прочесывал на серфе акваторию. Ребят выбросило в километрах четырех на берег. Благо вода была теплая.

Другой случай был в експедиции в Якутии во время заброски на маршрут,
когда от искры соскочившего колпачка свечи загорелись остатки бензина в поддоне мотора, а рядом была открытая канистра вместо бензобака. 300 м до ближайшего берега и температура воды -0.2С. Все были одеты в ватники, болотники. Так, что шансов доплыть было не много. Спасла моя и механика быстрая реакция. Сорвали телогрейки и успели задавить огонь.

Потом были спасательные работы, когда моя жена(не по своей воле) собралась в Турцию из Евпатории. В результате стечения многих обстоятельств я оказался уже на прогулочной лодке с двумя учениками кулинарного техникума и с полутора веслами в штормовом море при отжимном ветре. Все закончилось хорошо. Выбрались своими силами. При случае раскажу.
Но правильное решение нужно было принимать очень быстро.

На моей памяти были и обрывы вант, шпрюйтов, поломки перьев рулей, шпоров мачт, швертов и пр. разного в тех походах, в которых я участвовал . Посадки на мель и срыв с якоря(на яхте) при белом шквале в Греции. Чем больше ходишь, тем больше понимаешь, что никто от ничего не застрахован. В нашей походной кампании мы стараемся все эти случаи обсуждать и делать для себя выводы.

К чему, я это все расказываю. Если, что-то случается, оно случается очень быстро. И часто все будет зависить от того, была ли эта (или похожая) ситуация предусмотрена и действия просчитаны. Возможно с этим моим скурпулёзным отношением связано мое летное образование, которое я получил уже в Германии.Можно только позавидовать, как у них расписываются нештатные и аварийные ситуации. Этот опыт нужно перенимать.

Я читал на форуме "под гиком" разборки полетов с чемпионата Украины 2007 - http://gik.fordak.ru/index.php/topic,2285.0.html . Когда у отставшего катамарана поломалась подмачтовая балка из за внутренней коррозии(см. также http://www.ducky.com.ua/forum/viewtopic.php?t=183 ).
На мой взгляд основная ошибка(просчет) всех - и участников и организаторов был допущен в отсутствии сигнальных средств на всех судах участвующих в гонках.
Обоснования, что мол морская рация связывается только на 5 км. на мой взгляд не серьёзны. Наверное в этом случае нужна более продвинутая радиостанция в машине. Возможно с высокой антеной и расположение этой машины, где-то в середине этапа. Кроме того ракетницы и дымовые сигналы. Немцы например требуют от всех участников прибрежного плавания (не касается гонок в ограниченной акватории) наличия SRC(Short Range Certificate) и морской радиостанции.


На спас средствах экономить нельзя. Также нельзя полагаться на авось пронесет. Опыт показывает, что рано или поздно в аварийную ситуацию попадаешь. Не всегда по своей вине. Просто так сложились обстоятельства. Но отсутствие подготовки у экипажа к нештатным ситуациям - это уже вина капитана.

Добавлено: Ср ноя 28, 2007 11:48 pm
Леконт
У меня пока скромный опыт. Один сезон и только по выходным. Как-то спросил об оверкиле и получил ответ от бывалой:"Они не переворачиваются, чтоб его перевернуть, надо очень постараться и быть совсем дураком". В тот день хорошо дуло, мы замёрзли и согрелись по банке 330г энергетического напитка на рыло, алкоголя там градусов 9. Развеселились и пошли. За руль посадили бывшего ватерполиста, пусть учится. Двое по бортам и рулевой почему-то на подветреннойо стороне, два паруса, курс гоночный бейдевинд, ну насколько это получалось у бывшего ватерполиста. По ходу практики он учился приводиться при порывах и уваливаться, когда они проходят. Гика-шкот в стопоре, ему показали как им пользоваться. Потом решили зачем-то поменяться местами, и я рулевому сказал, чтоб и он переместил задницу на наветренный борт. Я первым сделал шаг на подветренный борт и в следующее мгновение был под трамплином, по башке ни меня и никого ничем не стукнуло, повезло. Только успел подумать:"Они же не переворачиваются. И почему паруса нисколько не затормозили погруженме мачты ". Мачта сразу вертикально вниз. Все были в жилетах. Мы напрасно мучили шверт и оторвали его. Вода 14-15 градусов. А будь под трамлином два фала для такого случая, мы бы его легко перевернули, не отстёгивая мачты. Ведь это маленький и узкий "Альбатрос". Переделанный, с центральным швертом. Нужны тренировки по ОСП. И ни капли никаких напитков!

Добавлено: Чт ноя 29, 2007 12:04 am
Леконт
И ещё важное. Гик с бермудским гротом и система экстренного рифления. Мне писали, что и с уишбоном можно также рифиться, но мне кажется классика проще и лучше. Сейчас ломаю голову над оптимальной высотой гика над трамплином. Пониже лучше, но по башке неохота получать. Якорь тоже надо иметь, у нас самое глубокое место метров 30, плавучий уже есть. Он может и понадобится раз в два года, но надо.

Добавлено: Чт ноя 29, 2007 12:41 am
emayd
Один раз мы видели перевернувшийся крейсерский шветбот в одесском яхтклубе. Ребята ходили где-то километров в двух от берега. Дуло средне, но с усилениями. Они решили убрать стаксель на полном курсе.
Один из команды, не самый легкий, ступил на нос, в этот момент прошла волна, перо руля вырвалось из воды, как следствие неконтролируемый поворот фордевинд и оверкиль. Яхта осталась на плаву, но над водой было видно очень мало. Итого два мужика по моему две тетки и ребенок оказались на плаву на этом еле виднеющимся из воды днище. Не знаю были ли надеты на них жилеты. Один из мужиков сумел доплыть до порта и вызвать спасателей. Повезло. Спасли всех и яхту тоже. Мы как раз проходили мимо когда команду уже сняли, а яхта еще плавала к верху днищем.

Я на пятнашке в первый день тоже кильнулся. Ходил один в сильный ветер. Хотелось попробовать, что он может. Пытался удержаться на одном поплавке. Удлинителя румпеля, тогда еще не поставил. Не помню уже за чем я потянулся к середине катамарана, но этого наклона хватило для мгновенного оверкиля.

Поднырнул под катамаран, нашел гика шкот, выбрал необходимой длины конец, завязал за перекрестие подмачтовой балки и продольного стрингера, поставил шверт в положение лавировки(в смысле опустил, но в перевернутом положении это значит - поднял....), перекинул шкот через шверт, как через краспицу и повис на шкоте, как на серфе при подъёме паруса. Когда, катамаран был около момента восстановления, захлестнул шкот на кисти руки, что-бы катамаран от меня не ушел. После восстановления постарался оказаться ближе к рулю и все еще вися на шкоте привел катамаран к ветру. Все это заняло меньше времени, чем время, которое я потратил, что бы это описать.

Добавлено: Чт ноя 29, 2007 12:46 am
emayd
Леконт писал(а):... И почему паруса нисколько не затормозили погруженме мачты...
Когда катамаран киляется, трамплин работает как парус и задавливает мачту топом в воду. Чем сильнее ветер, тем быстрее это происходит

Добавлено: Чт ноя 29, 2007 1:47 am
Леконт
А мы тогда просто растерялись. Потому нужны тренировки, чтоб всё как на автомате выходило.

Добавлено: Чт ноя 29, 2007 8:21 am
Max
Леконт писал(а): Мне писали, что и с уишбоном можно также рифиться
А может кто-нибудь об этом по-подробней рассказать?